Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это сочетание когнитивной и поведенческой терапии, которые являются директивными, ограниченными по времени, структурированными и уделяют большое внимание домашним упражнениям. В то время как когнитивная терапия подчеркивает роль когнитивных процессов в возникновении и поддержании психологических расстройств, поведенческая терапия фокусируется на принципах теории обучения и роли пониженного подкрепления в создании и поддержании этих расстройств. В когнитивной терапии люди учатся распознавать и контролировать искаженное, негативное мышление, осознавать связь между такими мыслями и негативными предположениями о себе—а также ассоциацию между мыслями и чувствами. Люди также учатся применять методы, чтобы бросить вызов этим мыслям.
В поведенческой терапии людей учат отслеживать частоту целенаправленного поведения и понимать взаимосвязь между этим поведением и его предшественниками и последствиями. Кроме того, люди изучают методы увеличения или уменьшения конкретных событий, а также обучаются таким навыкам, как решение проблем, расслабление и самоутверждение. Как когнитивная терапия, так и поведенческая терапия предполагают, что психологические проблемы могут быть облегчены путем обучения людей новым навыкам выявления негативных мыслей, формирования адаптивных мыслей и изменения неадаптивных моделей поведения.Различные процедуры оценки используются для понимания терапевтических потребностей клиента, определения того, какие методы ТОС следует использовать в лечении, а также для измерения прогресса. Как и почти все формы психотерапии, клиническое интервью является важным инструментом для терапевтов, которые используют ТОС. В дополнение к обычным темам, затронутым во время интервью (например, история рассматриваемой проблемы, личная и семейная история и т. д.), ТОС-терапевты исследуют типы поведенческих эксцессов и дефицитов, которые связаны с трудностями клиента, триггеры и последствия проблемного поведения, а также типы когниций, которые связаны с негативными состояниями настроения, такими как тревога, депрессия и гнев. Часто полуструктурированные интервью используются для обеспечения стандартизированного подхода к оценке, который вряд ли случайно упустит важные особенности проблемы.
Прямое поведенческое наблюдение включает наблюдение за клиентом в соответствующей ситуации и наблюдение за поведением и реакциями, представляющими интерес. Например, при лечении социального тревожного расстройства с помощью КПТ терапевты могут сначала провести тест поведенческого подхода (бат), в котором клиент сталкивается с опасной ситуацией (например, случайный разговор с незнакомцем или краткая презентация). Во время бат терапевт имеет возможность наблюдать за клиентом, чтобы отметить любой дефицит навыков и наблюдать за любым избегающим или безопасным поведением, которое используется во время теста. После летучей мыши клиенты обычно сообщают о степени своего беспокойства и о любых тревожных мыслях, возникших во время выполнения упражнения. Поведенческое наблюдение имеет преимущество перед другими формами оценки в том, что оно позволяет идентифицировать поведение или другие особенности проблемы, о которых клиент может не знать.
Дневники мониторинга — это формы, которые клиенты заполняют на регулярной основе для измерения соответствующих симптомов или для мониторинга использования ими определенных стратегий ТОС. Например, при лечении депрессии клиенты обычно следят за своими депрессивными мыслями и используют когнитивные дневники, чтобы бросить вызов своим стереотипам негативного мышления. Преимущество мониторинга дневников состоит в том, что они позволяют избежать проблем ретроспективного искажения воспоминаний. Заставляя клиентов сообщать о своих симптомах по мере их появления, они с большей вероятностью дадут точный отчет о частоте и тяжести своих симптомов, чем если бы они просто пытались воссоздать память о симптомах, сидя в кабинете терапевта несколько дней или недель спустя.