Психодрама, групповая психотерапевтическая техника, в которой пациенты более или менее спонтанно драматизируют свои личные проблемы перед аудиторией коллег-пациентов и терапевтов, некоторые из которых также могут участвовать в драматической постановке. Обычно используется сценическая установка, и главный терапевт действует как директор, поощряя участников проецировать как можно больше в свои роли и иногда изменяя части игроков. Предметом драмы обычно является некая эмоционально заряженная ситуация, общая для группы или из жизни пациента-главного героя, позволяющая участникам получить некоторую эмоциональную разрядку и контроль над тревогой, спровоцированной в подобных ситуациях, а также научиться новым способам реагирования в будущем. Иногда терапевт-режиссер заставляет вспомогательного персонажа поменяться ролями с главным героем, чтобы пациент мог наблюдать и реагировать на себя так, как его видят другие. За инсценировкой следует дискуссия между игроками и зрителями.
Этот метод был введен в 1920-е годы Венским психиатром Дж.Л. Морено, который заметил, что актриса, подверженная сильным приступам гнева в личной жизни, вела себя более умеренно, когда ей давали жестокие сценические роли. Хотя ситуации в психодраме моделируются, они могут порождать реальные эмоции и новые озарения, а также способствовать установлению более эффективных моделей поведения. Психодрама также включает в себя более широкий спектр деятельности, чем такие методы, как психоаналитическая свободная ассоциация, и поощряет гибкий, активный подход к жизненным проблемам.
Менее структурированная форма психодрамы, называемая ролевой игрой, используется как в качестве психотерапевтической техники, так и в человеческих отношениях и обучении персонала. Участники разыгрывают роли других или берут новые роли для себя. Цель состоит в том, чтобы развить навыки работы с такими практическими социальными ситуациями, как создание речи, собеседование или прием на работу. Практикуя свои собственные роли и роли других людей, участники могут улучшить свою способность видеть ситуации с других точек зрения и принимать более объективные взгляды на самих себя.